Анатомический музей в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов

Первый декан ветеринарного факультета и основатель кафедры анатомии будущей Московской ветеринарной академии профессор Алексей Филиппович Климов, составляя проект анатомического корпуса, отвел для анатомического музея целый этаж. И, в 1936 г. заслуженным деятелем науки РФ, лауреатом Государственной премии, профессором А.Ф. Климовым при кафедре анатомии домашних животных был открыт анатомический музей. Таким образом, для классиков высшей школы фундаментальная роль анатомического музея в деле воспитания грамотного клинициста была очевидна. Она не утеряла своего значения и до настоящего времени.

В этой связи современному высшему учебному заведению, на наш взгляд, следует отчетливо представлять цели и задачи музейного дела в анатомии.

Материальные возможности для хранения биологических объектов изменились в связи с открытием фиксирующего действия на биоткани организма формалина, этилового спирта и подобных им веществ, обладающих обезвоживающим эффектом. Поэтому в настоящее время в музее экспонируются две группы музейных препаратов: сухие (мумифицированные и костные), а также влажные, хранящиеся в специальных растворах в стеклянных банках. Промежуточное положение занимают забальзамированные объекты, изготовленные благодаря фиксирующему действию эфирных масел, известных ещё в древнем Египте.

Почти все экспонаты анатомического музея отвечают надлежащим дидактическим требованиям. Во-первых, они преследуют задачу осуществления наглядных наблюдений, касающихся анатомического устройства той или иной системы или органа и являются «эталоном» этой структуры. Во-вторых, при изготовлении препарата в большинстве случаев обеспечено его максимальное соответствие с прижизненным и неизмененным в структурном отношении органом, включая при возможности сохранение естественной окраски. В-третьих, выделяя главное, музейный объект не должен затушевывать структурную связь, то есть он призван отражать топографоанатомические особенности органа, наконец, в большинстве случаев он отличается высокой техникой исполнения. Традиционное указание авторства и года изготовления препарата подчёркивают для студента связь времён и поколений, а это немалый повод для уважения своего учебного заведения. Так, в анатомическом музее хранятся препараты 20-30 годов XX века, изготовленные лично профессором А.Ф. Климовым и его учениками, в целом в его распоряжении находится свыше шестисот анатомических препаратов.

Экспозиция анатомического музея отвечает еще более строгим требованиям, в ней размещение экспонатов точно соответствует тематике курса анатомии животных. Музейная экспозиция сочетает детали строения анатомических объектов с учетом функции, эмбриогенеза, исторического развития, породных, половых, возрастных и конституциональных особенностей, а также его сравнительно-анатомические признаки. То, что студент слышит и запоминает на лекциях, он наблюдает своими глазами не только на страницах учебника, но и реально на оригинальных препаратах анатомического музея. Особенно это важно для учащихся техникума или высшего учебного заведения со слабой прозекторской базой, а они частые гости нашего музея.

Перед высшей ветеринарной школой поставлена ответственная задача по подготовке высококвалифицированных специалистов в области лечения и профилактики болезней животных и поддержания здоровья нации. Для ее решения служит и анатомический музей, вызывая интерес к ветеринарному делу. Изучая анатомию сложнейшего организма животных дедуктивно, мы имеем в виду постижение студентом функционального синергизма органов. Осознание студентом драгоценности и уязвимости жизни в руках врача ведет к воспитанию чувства ответственности и перед отдельно взятым больным и перед производством в целом. Такой ветеринарный специалист стремится в совершенстве овладеть профессиональным мастерством.

Основные направления деятельности музея: учебное, научно-экспозиционное и популяризация научных знаний.

Музей расположен в трех залах общей площадью более 500 м2, его экспозиция включает следующие разделы:

  1. Нервная и сосудистая системы домашних и промысловых животных.

  2. Анатомия внутренних органов.

  3. Аппарат движения (скелеты, соединение костей, мускулатура).

  4. Анатомия птиц.

Экспонаты представлены в сравнительно-анатомическом, возрастном и породном аспектах.

Количество экспонатов в анатомическом музее:

  • Раздел «Чучела» насчитывает 34 экспоната

  • Раздел «Остеология» – 250 экспонатов

  • Раздел «Синдесмология» – 20 экспонатов

  • Раздел «Миология» – 30 экспонатов

  • Раздел «Кожа и ее производные» – 150 экспонатов

  • Раздел «Спланхнология» – 300 экспонатов

  • Раздел «Неврология и органы чувств» – 110 экспонатов

  • Раздел «Ангиология» – 150 экспонатов

  • Раздел «Птицы и рептилии» – 121 экспонат.

Всего в музее 2500 экспонатов

Музейные коллекции активно используются в учебном процессе для общепрофессиональной подготовки будущих специалистов согласно учебным планам. Музей посещают студенты в учебное время и в часы самостоятельной работы, а также иностранные делегации, специалисты по профилю музея, сотрудники НИИ и других вузов России, и Ближнего Зарубежья, школьники старших классов, учащиеся техникумов и колледжей Москвы и Московской области.

Музей работает ежедневно с 10 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья.

Руководителем музея является заведующий кафедрой анатомии, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор Слесаренко Наталья Анатольевна.