Инновационная деятельность

Инновационная деятельность кафедры имеет несколько направлений. Первое направление - интеграция философии, социально-гуманитарных наук и аграрных наук, ветеринарии, зоотехнии, биотехнологии, результатом которой является применение гуманитарного знания студентами – выпускниками в практической профессиональной деятельности.
Курс философии расширяет научный и культурный кругозор студентов, способствует более глубокому усвоению философско-методологических оснований профильных дисциплин. Философская методология представляет возможность воспитать всестороннее образованного специалиста-агрария, ветеринарного врача, ученого - биолога, обратиться к проблемам происхождения и сущности жизни, философии врачевания.
В изучении раздела истории философии особое внимание уделяется эволюции философских воззрений на становление аграрных и биологических представлений, теории и практики ветеринарной медицины. Этот исторический процесс отражает функции философии в изучении биологических явлений. В разделах, посвященных онтологии и гносеологии, особо важно проследить воздействия мировоззренческой позиции исследователя на результат научного поиска. В области социальной философии особое внимание уделяется изучению биологической и психосоциальной природы человека. Проблемы экологической этики и биоэтики занимают одно из важных мест в курсе философии. Изучение профессиональной этики специалиста в области биологии, ветеринарии и зоотехнии помогает овладеть основами деонтологии и осознать необходимость перехода на мировоззренческом уровне от антропоцентризма к биоцентризму.
Вариативная часть курса философии представлена дисциплинами по выбору «Философские аспекты биологии», «Философские проблемы в биологии», «Экологическая химия и философские проблемы экологии», которые направлены на решение следующих задач: провести философский анализ биологической формы движения материи; проследить функции философии в медико-биологическом познании и исследовании аграрных вопросов; изучить новейшие теории биологии и медицины на основе философского принципа системности; сформировать у студентов основу интегративного мышления как метода практической профессиональной деятельности.
Особый интерес для студентов представляют следующие темы: мир живой природы как объект философского постижения; человек и природа; экокультура и этико-философские аспекты отношения человека к живому; основы агрокультуры, диалектическая концепция развития в биологии и медицине; соотношение теории и практики в биологическом познании; история философии и медико-биологическое познание; принципы формирования интегративной биологии и медицины (философский аспект); философский анализ естественнонаучных исследований и проблемы биологической науки; философские проблемы биологии и физиологии в работах ученых России второй половины XIX–начало XXI веков; традиционные медико-биологические концепции в свете современных научных исследований (философский аспект); сознание и мышление как объект медико-биологического и философского анализа; новое понимание антропологии как отрасли философии, биологии, медицины; соотношение социального и биологического в человеке (приоритет или паритет); внутри- и внеорганизменное социальное человека; социально-экологические проблемы как основа дезадаптации организма; социальные патологии и физиологические основы болезни; проблемы врачебной деятельности: философский и социобиологический аспекты и др.
Основная задача курсов по выбору - выработать методологическую основу аналитических представлений об аграрных и биологических отраслях знаний, включая медицину.
Особое место занимают экскурсии для студентов наших преподавателей в музеи (Дарвиновский, Палеонтологический музеи, Музей Земли, Зоологический музей МГУ и др.), клиники, земледельческие и животноводческие хозяйства, аграрно-промышленные комплексы, туристические походы по природным заповедникам нашей страны, которые способствуют приобретению знаний и повышению профессиональной заинтересованности.
Вторым направлением инновационной деятельности кафедры является профессионально ориентированная самостоятельная работа студента, направленная на приобретение у студентов навыков исследовательской деятельности, творческого осмысления материала, что требует от учащихся активных методов овладения знаниями, предполагает переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и интересов личности.
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса, основная задача которого заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию. Самостоятельная работа осуществляется в форме написания реферата, подготовки к докладам на занятиях и к научным конференциям. По всем дисциплинам кафедры подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия для самостоятельной работы студентов.
Среди вопросов для самостоятельного изучения курса философии присутствуют проблемы, связанные с постижением мира в контексте истории естественнонаучного познания биологической реальности: сравнительный анализ атомизма Левкиппа-Демокрита и Эпикура; «Естественная теология» Фомы Аквинского; физика Р. Декарта; Г.В. Лейбниц о «наилучшем из возможных миров»; учение о «предустановленной гармонии»; космизм Н.Ф. Федорова; философские основы творчества ведущих естествоиспытателей России (И.М.Сеченов, Д.И. Менделеев, К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский); классическая и неклассическая картины мира и др.
Также большое внимание уделяется философским и методологическим основам изучения мира живой природы. Особый интерес у студентов вызывают следующие вопросы: синергетика: мировоззрение, методология, наука; философские аспекты ветеринарии и зоотехнии: философы о животном мире; философские аспекты ветеринарии и зоотехнии: экологическая этика – переход от антропоцентризма к биоцентризму, философские проблемы агробизнеса, деонтология и биотехнология и др.
Третьим направлением инновационной деятельности кафедры является использование в учебном процессе новейших технических средств обучения. В настоящее время приобретает огромную практическую значимость создание единого информационного пространства учреждения образования с использованием новейших компьютерных технологий, соответствующих современным техническим требованиям. Компьютерные информационные ресурсы, услуги Интернет и мультимедийные комплексы способствуют вовлечению студентов в активный познавательный и воспитательный процесс, получению необходимой информации для формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, ее всестороннему исследованию.
В преподавании философии и социально-гуманитарных наук, предусмотренных государственными образовательными стандартами, широко применяется демонстрация видеофильмов, мультимедийных презентаций, подготовленных преподавателями, студентами и аспирантами.
Кафедра имеет компьютерный класс с выходом в сеть Интернет и необходимое оборудование в аудиториях (проектор для показа мультимедиа-слайдов, DVD-проигрыватель для демонстрации учебных фильмов, электронные носители с наглядными пособиями, методическими указаниями, программами курса и планами семинарских занятий, учебными пособиями и монографиями). Кроме того, все учебные материалы представлены в библиотеке академии в электронном виде. Преподавателями разработаны и внедрены в учебный процесс система тестов для контроля знания студентов с помощью компьютеров. Особое внимание уделяется интерактивным формам работы, предполагающим активное участие самих студентов в учебном процессе. Ведется работа над методологическими и методическими основами дистанционного обучения.
Использование современных информационных технологий повысило активность студентов на занятиях, позволило эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность, усилило наглядность и эмоциональную наполненность занятия.
Четвертое направление инновационной деятельности кафедры – привлечение студентов во внеучебное время к более глубокому изучению актуальных тем социогуманитарного и медико-биологического знания, отрасли которого вызвали особый интерес у студентов на занятиях.
При кафедре работают научные кружки: «Философские вопросы биологии и ветеринарной медицины»; «Глобальные проблемы современности, роль философского и социально-политического знания в их решении»; «Проблемы военной истории России»; «Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса современной России»; «Здоровье нации – основа государственной безопасности».
Гуманитарное образование взаимосвязано с нравственным, духовным и эстетическим воспитанием. Именно гуманитарные науки знакомят с мировоззрением и этическими взглядами мыслителей, воспитывают общественную активность, приобщают к культурному наследию своей страны, то есть учат патриотизму.
Все усилия необходимо направить на формирование у молодежи нравственно-идеологических ориентиров на универсальные общечеловеческие ценности, ответственного отношения к своей профессии, основанное на позитивных событиях в истории нашей страны и достижениях её культуры.
Поэтому пятым направлением в инновационной деятельности кафедры является внедрение новых методов и подходов в области патриотического воспитания. Большими воспитательными возможностями располагает музейная педагогика. Государственные музеи и мемориальные комплексы, выставки предоставляют возможность ознакомления с уникальными экспонатами и событиями истории России, культурным достоянием Отечества, проведения учебных занятий, а также наиболее значимых торжественных мероприятий.
Большую работу кафедра проводит по пополнению новыми экспонатами военно-ветеринарного музея нашей академии (артефакты военных сражений Великой Отечественной войны, добытые поисковыми отрядами, создание экспозиции «Письма с фронта», копии исторических документов и т. д.). Огромное познавательное и воспитательное воздействие на студентов оказывает работа по оформлению экспозиций музеев, пропаганда их фондов, встречи с участниками событий (ветеранами войны и труда), подготовка учащихся-экскурсоводов. В музее организуются тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым историческим событиям. Эффективностью отличаются такие формы педагогики, как организация походов, экскурсий и поисковых экспедиций.
В аудиториях кафедры организуются выставки, на основе которых проводятся «уроки патриотизма» для студентов. Например, выставка раритетных фотографий «СССР накануне Великой Войны», Выставка- диорама (макеты 1:35) «Фрагменты танковых сражений ВОВ», регулярно оформляются стенды-экспозиции с материалами по истории России.
Гражданско-патриотическому воспитанию также способствуют ежемесячные публикации преподавателей кафедры по актуальным проблемам современности на страницах академической газеты «К знаниям».
Ежегодно кафедра философии и социально-гуманитарных наук проводит более 100 мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи вне учебного процесса.
Кроме того, преподаватели кафедры проводят занятия в музеях и выставочных залах Москвы и Подмосковья, посещают со студентами концерты и оперные спектакли.
Шестое направление – активизация научно-исследовательской деятельности студентов. Приоритетным направлением гуманитарного образования считается формирование у студентов ключевых компетенций, универсальных способов деятельности. В ходе занятий преподаватели кафедры развивают у студентов умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемой темы, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления. На занятиях применяются различные образовательные технологии, с помощью которых организуется и проводится учебно-исследовательская работа, что способствует развитию умения выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Особое внимание уделяется интерактивным формам работы, предполагающим активное участие самих студентов в учебном процессе.
Большое значение имеет поддержка научной творческой активности студентов (проведение научных студенческих конференций, организация круглых столов, теоретических и методических семинаров, участие в работе научных кружков, награждение победителей за лучшие доклады, публикация студенческих статей в сборниках научных трудов и т.д.), что формирует у студентов осознание важности и значимости их исследований для отечественной науки и практики, понимание того, что их труд ценят руководство академии, преподаватели и студенты. Таким образом, рождается чувство востребованности и желание профессионального совершенствования.
На проблемных лекциях и семинарах преподаватели кафедры знакомят студентов с актуальными проблемами гуманитарных исследований. Дискуссионные клубы, круглые столы и научные кружки по вопросам современной экономической, политической и культурной жизни страны позволяют студентам осознать важность собственной гражданской позиции и сформировать самостоятельный взгляд на сложные, острые проблемы действительности, а также готовность нести социальную и этическую ответственность за принятые решения. Студенты под руководством преподавателей кафедры принимают участие во внутриакадемических и международных научных конференциях. Кафедра проводит научные студенческие конференции на всех факультетах академии, организовывает молодежные интеллектуальные игры, встречи с интересными людьми, политические диспуты. Неоднократно студенческие доклады, подготовленные под руководством преподавателей нашей кафедры, были победителями на конкурсах научных докладов на международных и всероссийских конференциях.
Седьмое направление – активизация научно-исследовательской и публикационной деятельности преподавателей кафедры. За последние пять лет сотрудниками кафедры опубликовано более 150 научных статей, в том числе в изданиях и журналах, рекомендованных ВАК и индексируемых в базе данных Web of Scinse или Scopus. Кафедрой изданы учебники, учебные пособия и учебно-методические пособия с грифом УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии по отечественной истории, правоведению, политологии, философии, культурологии, геополитике. Изданы «Иллюстрированный словарь по истории России», книги «Битва под Москвой», «Великая отечественная война. Иллюстрированный словарь», «История России» которые отражают роль специалистов зооветеринарного профиля в отечественной истории.
Под руководством доктора философских наук, профессора Ларионовой И.С. за последний период защищено две диссертации на соискание ученой степени кандидата философских и социологических наук, готовится к защите диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Три преподавателя кафедры защитили диссертации на соискание ученой степени кандидатов исторических, философских и политических наук.
Восьмое направление – постоянное повышение квалификации сотрудников, вызванное динамичностью развития современных научно-технических процессов в области ветеринарии, зоотехнии, биотехнологии, а также аграрном секторе экономики, которые находят свое отражение в специфике преподавания дисциплин кафедры. Повышение квалификации происходит различными формами и методами: написание и защита диссертационных работ, стажировки и обучение на ФПК ведущих вузах и центрах, в НИИ, работа в научных библиотеках, участие в работе Международных и от¬раслевых координационных совещаний и симпозиумов, научных конферен¬циях. Кафедра участвует в выпуске академических сборников научных трудов молодых ученых «Вопросы ветеринарии и ветеринарной биологии» и руководит научной работой студентов для публикаций. Преподаватели кафедры обучались по дополнительной программе «Инновационные подходы в ветеринарной медицине» Института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников животноводства и ветеринарии ФГБОУ ВО МГАВМиБ. Кафедра является участником проекта по созданию образовательного портала академии, что дает возможность овладеть компьютерными технологиями и приобщиться к инновационным процессам в обучении.
Девятое направление – работа со школьниками, в которой кафедра принимает активное участие. Она имеет большое значение для развития высшего образования. От профессионального выбора школьников зависит будущее современной науки, эффективность экономики России, успех демократических процессов и развитие гражданского общества в нашей стране. Плодотворный опыт такого сотрудничества показали результаты реализации проекта предоставления субсидий из бюджета г. Москвы на цели реализации механизмов развития и эффективного использования потенциала академии и деятельность в рамках Соглашения для выполнения государственного задания «Организация и осуществление ФГБОУ ВО МГАВМиБ мероприятий, направленных на повышение базовых знаний школьников, выявление и поддержку одаренных, творчески активных детей, как потенциального образовательного резерва академии, вовлечение их в профессию и повышение качества профильного образования молодежи в интересах г. Москвы». Ежегодно в лекциях, семинарах, мастер-классах и экскурсиях кафедры по проблемам зооветеринарной науки и практики, биологии и экологии, гражданско-патриотическому воспитанию в рамках проекта «Университетские субботы» принимают участие более 200 школьников.
Уже третий год по инициативе кафедры проходит олимпиада «Биология-информация-философия (БИФ)» для московских школьников. Это успешный опыт сотрудничества нашей академии с учителями биологии. В олимпиаде участвует более 300 человек. Школьники отвечают на интересные вопросы, которые демонстрируют глубокие знания не только школьной программы, но и большой интерес к проблемам ветеринарной медицины, зоотехнии, экологии, биоэтики, биополитики, биоэстетики и философии. Для награждения победители и призеры приглашаются в академию, они посещают кафедры, музеи, знакомятся с учебным процессом и научной работой молодых ученых. Многие из них в скором будущем пополнят ряды наших студентов.
Представление о деятельности в области ветеринарии и зоотехнии, современных проблемах развития агропромышленного комплекса в работе со школьниками должно быть неразрывно связано с понятием профессиональной ответственности, биоэтическими, экологическими, деонтологическими принципами и формированием гражданской позиции. Важно раскрыть роль зооветеринарной деятельности и ее значение в современном мире. Особая социальная значимость профессии, занимающейся лечением и профилактикой здоровья животных, контролем ветеринарно-санитарного состояния продукции животного происхождения, деятельностью в области зоотехнии и агробизнеса, товароведения продукции животного и растительного происхождения заключается не только в охране здоровья человечества, потребляющего животноводческую продукцию, но и в духовно-нравственном воспитании и развитии человека в уважении к миру живой природы.
Кафедра помогает школьникам как будущим специалистам общаться с преподавателями академии, знакомиться с работой кафедр, привлекать учащихся к научно-исследовательской работе, посещать музеи академии, в том числе военно-ветеринарный музей.
Десятое направление - организация экскурсий со школьниками и студентами в исторические и природные заповедники, походов и экспедиций для изучения мира живой природы.
Целью таких мероприятий является формирование представлений о зооветеринарных специальностях, биоэтическое, экологическое, патриотическое воспитание молодежи. Студенты и школьники получают практический опыт экологического проживания человека в походных условиях в тесном контакте с природой, приобретают навыки общения с домашними животными, узнают о проблемах взаимодействия человека и биосферы в современном мире, о роли человека в сохранении природы и предотвращении экологического кризиса. Это воспитывает чувство профессиональной ответственности и осознанное отношение к природе, закладывает основы экологического и биотического мышления, знакомит с основами деонтологии.
Инновации в образовательном процессе, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Развитие инновационных процессов можно рассматривать как способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.