Московская государственная академия
ветеринарной медицины и биотехнологии —
МВА имени К. И. Скрябина

История ФУМО

В 2022 году отечественная система учебно-методических объединений в сфере высшего образования отмечает свое 35-летие.

Создание учебно-методических объединений (УМО) высших учебных заведений по группам родственных специальностей во второй половине 1980-х явилось логичным ответом системы высшего профессионального образования на требования перестройки.

В 1987 г. министром высшего и среднего специального образования СССР Г.А. Ягодиным и начальником Учебно-методического управления по высшему образованию В.Н. Афанасьевым было принято решение о создании первых учебно-методических объединений (УМО) по группам родственных специальностей. Главными принципами при создании УМО вузов стали децентрализация власти, демократизация управления, повышение академических свобод вузов и их объединений. Эти принципы удалось реализовать уже в первом типовом положении об УМО, утвержденном приказом Минвуза СССР от 18 сентября 1987 г. № 650 «О создании учебно-методических объединений». В соответствии с этим положением УМО были наделены большой самостоятельностью в организации своей работы, которую возглавил ректор базового вуза.

Следует отметить, что государственные органы управления образованием всегда привлекали вузовскую общественность для разработки нормативно-методических документов (учебных планов, программ учебных дисциплин и прочих). Одним из предшественников УМО являются действовавшие при Минвузе СССР научно-методические советы (НМС) по специальностям, которые в духе времени успешно справлялись со своей работой. Но ветер перемен выявил и слабые стороны их деятельности, а именно:

  • жесткую подчиненность НМС аппарату министерства (как по структуре советов, их составу, так и по принципам, методам работы);
  • привлечение узкого круга специалистов высшей школы к разработке и обсуждению документов (состав НМС формировался без учета представительства регионов;
вузы, чьи представители не входили в состав совета, фактически не имели возможности высказать свое мнение при разработке того или иного документа).

Вторым предшественником УМО следует считать координационные советы по распределению и использованию молодых специалистов, объединившие все вузы, обеспечивающие подготовку инженерных кадров для определенных отраслей народного хозяйства. Первыми объединились авиационные, горные вузы, затем текстильной, легкой промышленности и бытового обслуживания населения. Хотя эти советы были созданы с целью изучения потребности отраслей народного хозяйства в специалистах с высшим образованием, формирования долгосрочных планов удовлетворения этих потребностей, обеспечения производственной практики студентов и стажировки молодых специалистов, они впервые показали, как можно объединить усилия не только всех заинтересованных вузов, но и представителей отраслей народного хозяйства на демократической основе для повышения качества подготовки выпускников вузов.

Таким образом, с учетом накопленного опыта «главными принципами, заложенными в создание УМО вузов, стали децентрализация власти, демократизация управления, повышение академических свобод вузов и их объединений».

На УМО была возложена функция подготовки предложений, связанных с реализацией единой политики в области образования и установлением единых требований к содержанию и уровню подготовки специалистов по направлениям и специальностям. Им же Минвузом СССР поручался целый ряд других функциональных обязанностей, связанных, прежде всего, с организационно-методическим обеспечением образовательной деятельности высших учебных заведений, а также редакционно-издательской, лицензионно-аккредитационной, аттестационной и сертификационной деятельности.

В 1992 г. произошли значительные изменения в структуре государственного управления высшей школой. Был образован Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, приказом которого № 711 от 25.11.92 в развитие УМО в СССР были созданы учебно-методические объединения вузов Российской Федерации, разработаны их положения, определены базовые вузы и за созданными УМО закреплены направления и специальности высшего образования. Этим приказом наряду с другими 53 УМО было утверждено Учебно-методическое объединение вузов по образованию в области ветеринарии и зоотехнии на базе МВА имени К.И. Скрябина.

В рамках УМО были созданы учебно-методические советы (УМС) по группам однородных специальностей и направлений. Учебно-методические объединения вузов, входящие в них учебно-методические советы по группам специальностей и направлений, а также научно-методические советы по ряду базовых дисциплин образовательных программ, реализуемых в высшей школе, сыграли большую роль в сохранении и методическом обеспечении учебного процесса в системе высшего образования в сложный перестроечный период, связанный с кардинальной реорганизацией образования в России.

Свой неоценимый вклад в обеспечение методической работы УМО по ветеринарии и зоотехнии внесли представители Московской ветеринарной академии имени К.И. Скрябина. Александр Васильевич Коробов (1937-2011) с 1988 по 2008 г. являлся проректором по учебной работе УМО высших учебных заведений РФ в области ветеринарии и зоотехнии, которое в разные годы возглавляли ректоры Московской ветеринарной академии Белов А.Д.(1928—1998), Воронин Е.С. (1938-2013) Под их руководством разрабатывались первые в новейшей российской истории государственные стандарты.

Александр Васильевич Коробов

Существование в РФ федеральных государственных образовательных стандартов предусматривается пунктом 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации («Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…»). Государственный образовательный стандарт как особый документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году (ст. 7): «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». • В соответствии с указанным законом в период с 1994 по 1996 годы было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Стандарт определил минимальный (пороговый) уровень качества подготовки студентов.

С 2000 года для высшего образования стали разрабатываться стандарты первого и второго поколений. Стандарты первого поколения, которые начали утверждаться с 2000 г., и стандарты второго поколения (они утверждались начиная с 2005 г.) именовались государственными образовательными стандартами (ГОС) и были ориентированы на формирование у студентов знаний, умений и навыков. Таким образом, закреплялась знаниево- информационная модель высшего образования.

Принципиальным решением в области оценки качества высшего образования при подготовке ГОС ВПО первого поколения стала междисциплинарная модель описания требований к выпускнику. Сформулированные общие, или междисциплинарные, требования к образованности специалиста, связанные практически со всеми учебными дисциплинами, выступили интегральными показателями развития личности студента. Например: «умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений»; «способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций»; «готов к работе над междисциплинарными проектами» и т.д.

Некоторые общие требования были связаны с воспитательным процессом в вузе: «готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе»; «умеет на научной основе организовать свой труд»; «способен к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей».

На междисциплинарной основе также были выстроены требования к знаниям и умениям выпускника, отнесенные к различным циклам дисциплин. Такая схема описания требований нацеливала преподавателей вузов на усиление взаимосвязи различных дисциплин, создание интегральных курсов, что обеспечивало формирование целостного и фундаментального представления об общественных и природных процессах и явлениях.

По оценкам специалистов качество ГОС ВПО второго поколения было выше ГОС первого поколения, поскольку в них указывались задачи деятельности выпускников и требования к ним, предъявляемые при государственной итоговой аттестации.

Подобные подходы противоречили наметившейся к тому времени мировой тенденции к оценке уровня образования компетенциями, то есть способностями творчески применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности.

Новый этап в решении проблемы оценивания качества высшего образования (2003-2010 года) характеризуется процессами гармонизации национальных процедур и механизмов обеспечения качества в свете присоединения России к Болонскому процессу.

В 2009 году в связи с внесением изменений в Закон РФ «Об образовании» начали разрабатываться стандарты третьего поколения - федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), для вузов - стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), в соответствии с которыми в процессе высшего образования у студентов должны вырабатываться общекультурные и профессиональные компетенции.

Идея компетентности подразумевает не только определенное качество образования, но и возможности его реализации в профессиональной деятельности. Компетенции связывают между собой возможности специалиста и условия их реализации в профессиональной деятельности.

2011-2012 учебный год вузы России начали работать со студентами первого курса по основным образовательным программам, реализующим стандарты третьего поколения - ФГОС ВПО.

Важнейшая роль в формировании учебно-методического комплекса по программам высшего образования в области ветеринарии и зоотехнии в 2008-2015 гг. принадлежит Академику РАН, доктору ветеринарных наук, профессору Василевичу Федору Ивановичу, возглавлявший Московскую ветеринарную академию в период 2008-2019 гг. и УМО ВУЗов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии и проректору учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии, доктору биологических наук, профессору Максимову Владимиру Ильичу. Под их руководством проходила работа по разработке новых образовательных стандартов и примерных образовательных программ.

Василевич Фёдор Иванович

Владимир Ильич Максимов

УМС и НМС выполняли очень большую работу по подготовке заключений на открытие новых специальностей и направлений в вузах, по экспертизе и присвоению грифов учебникам и учебным пособиям.

В 2012 г. был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012). В статье 19 «Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования» в пунктах 2-4 указано:

  • 2. В целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения.
  • 3. Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными этими органами. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
  • 4. В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Начиная с 2014 г., Министерство образования и науки РФ проводит масштабную реорганизацию системы учебно-методических объединений в сфере высшего образования.

Для координации работ по реформированию деятельности УМО в конце декабря 2014 года (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года № 1605) были созданы Координационные советы по девяти областям образования, в том числе по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

В мае 2015 г. (приказ Министерства образования и науки РФ от 18.05.15 года № 505) утверждается новое Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования. В соответствии с Типовым положением в сентябре 2015 г.(приказ Министерства образования и науки РФ от 08.09.2015 года № 987) создаются новые федеральные учебно-методические объединения (далее – ФУМО) по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (далее – УГСН).

Основные направления деятельности конкретного ФУМО, его структура определяются Положением о ФУМО, разработанным на основе Типового положения об учебно-методических объединениях в системе высшего образования, и утвержденным Министерством образования и науки РФ. По предложениям Координационных советов по областям образования приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2015 года № 1220 определены председатели ФУМО в системе высшего образования.

В период 2015-2019 гг. работу по организационно-методическому сопровождению образовательных программ по ветеринарии, зоотехнии и ветеринарно-санитарной экспертизе в ВУЗах России возглавила доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почётный работник высшей школы, почетный работник АПК России Наталья Анатольевна Слесаренко. Под ее руководством проведены работы по введению в образовательный процесс ФГОС 3++ (в сопряжении с профессиональными стандартами и требованиями рынка труда).

Наталья Анатольевна Слесаренко

Основными чертами новых программ стали перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса; отражение в стандартах доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего; увеличение степеней свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий; отход от унификации, включение ресурсов автономности, достижение академических свобод, либерализм в области проектирования содержания образования.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС, предъявлялось постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС поколения 3++ быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и работодателей.

Приказом Министра науки и высшего образования РФ 602 от 23.04.2020 г. образованы координационные советы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по следующим областям образования: «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Искусство и культура», «Математические и естественные науки», «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки», «Гуманитарные науки» и «Оборона и безопасность государства. Военные науки», а также утверждены составы и положения о координационных советах.

В состав координационных советов вошли руководители и представители Минобрнауки России и других органов государственной власти, федеральных учебно-методических объединений, вузов и научных организаций, работодателей и других заинтересованных структур.

Заместителем Председателя Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по области образования «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» назначен ректор ФГБОУ ВО МГАВМиБ – МВА имени К.И. Скрябина, доктор ветеринарных наук, профессор – Позябин Сергей Владимирович.

30 ноября 2020 года Сергей Владимирович Позябин назначен председателем федерального учебно-методического объединения (ФУМО) в сфере высшего образования по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки 36.00.00 Ветеринария и зоотехния. Приказ о назначении подписал министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков.

Приказ министра науки и высшего образования Российской Федерации от 30 ноября 2020 года г. №1475 «О председателях (сопредседателях) федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки».

Позябин Сергей Владимирович

Под руководством Сергея Владимировича Позябина продолжается работа по обеспечению качества и развития содержания высшего образования, а также координация действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в области ветеринарии и зоотехнии.